http://www.retailer.ru/item/id/115590
По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве, количество обанкротившихся российских компаний за первые три месяца 2015 года выросло на 22% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Общие долги этих фирм достигли 48,4 млрд рублей. Количество компаний, которые задолжали своим партнёрам, но ещё не обанкротились, вычислить невозможно. "Секрет" выяснил, как правильно вести себя, если контрагент отказывается платить по счетам.
Убедитесь, что процесс банкротства и ликвидации не запущен
Даже если задолжал ваш давний партнёр и вы не прочь дать ему отсрочку, необходимо проверить состояние фирмы-контрагента: посмотреть, не меняются ли управляющие лица или адрес, не находится ли она в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства, не подали ли на неё в суд другие контрагенты. Для этого можно воспользоваться открытыми источниками — базой данных СПАРК, картотекой Высшего арбитражного суда или сайтом ФНС — nalog.ru. "В случае если любое из этих событий происходит с компанией вашего контрагента, необходимо добиваться скорейшего погашения долга", — уверен управляющий партнёр юридической компании "Юрпартнёръ" Антон Толмачёв. Если поводов для беспокойства нет и вы можете себе позволить подождать, лучше приступить к досудебному урегулированию конфликта и договориться об отсрочке.
Договорённость об отсрочке — не повод расслабляться
Партнёр звонит и просит подождать месяц, пока у него не решатся проблемы? Предлагайте встретиться и дать отсрочку не на словах, а закрепить договорённости документально. Если партнёр действительно рассчитывает справиться за то время, которое озвучивает, это не станет для него проблемой. В том случае, если долг не будет выплачен, появятся дополнительные основания для судебного иска — подписанные бумаги помогут получить большую компенсацию. Чтобы мотивировать партнёра, не требуйте с него неустойку за погашение долга. Даже после достижения договорённости об отсрочке надо не забыть про постоянный контроль за состоянием должника — не банкротится ли он, не поменялся ли директор и учредители.
Привлекайте юристов сразу после просрочки
Лучше подключать юристов не позже чем через 10 дней после того, как появилась просрочка: уже тогда клиенту должно быть направлено первое письмо с претензией от юристов. А на этапе предоставления отсрочки следует привлекать не корпоративных, а профильных юристов, специализирующихся на возврате долгов. Они одновременно займутся и составлением документа об отсрочке, и досудебной подготовкой — вдруг идти в суд всё же придётся.
Ведите переговоры только с первыми лицами
Не ведите переговоры о выплате долга с менеджерами компании-контрагента. Даже если вы давно сотрудничаете с ними лично, стоит сразу же договариваться о встрече с генеральным директором компании-должника. "У нас нередко бывали случаи, когда руководитель компании-контрагента был даже не в курсе, что у компании есть долг. А важно, чтобы должник подтвердил всю сумму долга и осознал ответственность именно в лице генерального или финансового директора", — рассказывает генеральный директор курьерской службы TopDelivery Кирилл Ягодкин. Подтвердить серьёзность ситуации поможет пакет документов со счетами, выписками, бухгалтерскими актами сверки.
Важно дать понять, что вы не первый раз сталкиваетесь с подобной ситуацией и умеете её решать. "Если контрагент увидит, что вы ведете себя как эксперт, желание не выплачивать долг намеренно или злоупотреблять форс-мажорными условиями пропадёт", — объясняет Антон Толмачёв.
Не прекращайте работать с клиентом
Чтобы сохранить добрые отношения с партнёром, не обязательно приостанавливать работу с ним на то время, что он выплачивает долг. Если контрагент не злостный неплательщик, можно пойти на уступки, которые будут выгодны обеим сторонам. "Когда клиент должен нам, к примеру, миллион рублей, но хочет получить ещё отгрузку, мы предлагаем простую схему: контрагент возвращает нам 100 000 рублей, мы отгружаем товар на 50 000 рублей, он возвращает нам ещё 100 000 рублей, мы отгружаем товар на 50 000 рублей и так далее. Сумма долга постоянно уменьшается, но мы не перестаём работать с клиентом", — делится опытом управляющий партнёр компании "220 вольт" Алексей Фёдоров.
В условиях кризиса при такой схеме работы может возникнуть проблема с суммой долга. Курс доллара и евро меняется: товар может быть отгружен по одной цене, через неделю она станет совсем другой, но сумма долга не поменяется. В таком случае можно отгружать товар на ответственное хранение. Тогда товар останется в собственности компании-поставщика, а когда клиент захочет воспользоваться товаром, он должен будет уведомить поставщика и получить товар в собственность по актуальной цене, хотя фактически товар будет лежать на складе клиента.
Идите в суд, но не сразу
Поход в суд — это крайняя мера, всегда выгоднее погасить долг без судебного разбирательства. Прежде всего это поможет сохранить с партнёром деловые отношения. Возвращение денег через суд может затянуться надолго. Исполнительный лист (документ, который выдаётся на руки взыскателю) можно получить за три месяца, но на работу судебных приставов, которые продадут имущество должника и зачислят деньги на ваш счёт, может уйти до года и более.
Обращаться в суд стоит, когда долги не выплачиваются систематически — больше трёх раз. Тогда и поможет вся досудебная подготовка, которую провели ваши юристы, фиксируя все задолженности и договорённости об отсрочках. Если вести себя профессионально, есть вероятность продолжить отношения с контрагентом даже после судебного взыскания.
Максим Захаренко, генеральный директор компании "Облакотека":
Мы предоставляем облачные услуги с ежемесячной оплатой. В ситуации с должниками внутри постоянно борются две мысли: с одной стороны — желание получить долг и не испортить отношения, с другой — ощущение, что партнёр просто пользуется твоим доверием, но ничего не возвращает и не собирается. Где эта грань, когда надо переходить к жёстким действиям, я точно не знаю, это зависит от очень многих факторов: от значимости суммы, от регулярности просрочек, от поведения клиента. Однозначно, если партнёр просрочил в первый раз, надо его простить, сейчас не те времена, когда надо проявлять сиюминутную жесткость. Мы в редких случаях даём возможность работы в кредит до 2–3 месяцев, потому что наши клиенты — это долгоиграющие партнёры и нам важны отношения с ними. Но если задержки длятся полгода, то надо что-то менять, например переводить клиента на предоплату. Достаточно эффективное жёсткое средство, которое мы применяем далеко не сразу, это отключение сервисов, необходимых для функционирования бизнеса клиента.
К сожалению, из-за общей зарегулированности и невысокой конкуренции, у нас плохо работает понятие репутации. На конкурентных рынках утрата репутации ведёт к реальным потерям в бизнесе, поэтому, где это работает, в качестве аргумента при общении с должником мы обещаем донести до других участников рынка сложившуюся ситуацию. Иногда эффективно грозить обратиться в коллекторское агентство. У меня была ситуация, когда это сработало без обращения: должник понял, что с холодными юристами разговор будет не так эффективен, и пошёл на конкретные шаги по погашению долга.
Алексей Фёдоров, управляющий партнёр ГК "220 вольт":
У нас много примеров из реальной практики — порядка 200–300 выигранных судов. В большинстве случаев мы возвращаем свои деньги по исполнительным листам, но есть в нашей практике и негативные моменты — когда исполнительный лист есть, а компании-должника уже нет и претензии предъявлять некому. Этот опыт заставил нас ужесточить правила работы с новыми контрагентами: мы уменьшили сроки отсрочки, стараемся отгружать товар меньшими партиями, проверяем контрагентов. Даже если контрагент обладает всеми формальными признаками платёжеспособности, такими как склады, магазины, красивый офис, проверка лишней не будет. Не стоит лениться, нужно нанять для этого отдельного сотрудника, желательно бывшего сотрудника органов безопасности.
Обычно мы довольно спокойно относимся к тому, что у партнёра возникают проблемы, — всякое бывает. Единственное, мы просим партнёров оповещать нас о проблемах. Самая большая беда российских бизнесменов заключается в том, что они не любят звонить и, как они считают, унижаться и просить о том, чтобы мы как поставщик вошли в их положение. Нет, российские бизнесмены предпочитают молчать, а мы потом видим постфактум, что деньги не пришли. На первый раз мы обычно прощаем и в течение месяца не предпринимаем никаких особых действий, ждём, периодически звоним и спрашиваем, как обстоят дела, мониторим информацию о платёжеспособности в открытых источниках. Если клиент в течение месяца не возвращает нам долг, мы отправляем ему претензию, после чего обращаемся в арбитражный суд. Затем мы довольно быстро получаем решение суда и исполнительный лист, который передаём приставам, и дальше с должником разбираются уже они. Суд не всегда означает конец деловых отношений. У нас есть клиент, который три раза был в суде, мы три раза выигрывали дело, он три раза платил по исполнительному листу, и мы снова начинали с ним работать. Он каждый раз приезжал, извинялся, и мы продолжали сотрудничество, потому что в этом нет ничего необычного, у всех бывают проблемы.
Сергей Денисов, технический директор "Лестэр ИТ":
С ситуацией, в которой возникла необходимость урегулировать долги, за 20 лет работы на IT-рынке мы столкнулись единожды. Это был крупный проект внедрения IT-системы в транспортной компании. Первый этап автоматизации был успешно завершён, оплата получена, клиент был доволен результатами. К сожалению, на втором этапе начались сложности. Мы разработали проектную документацию второго этапа, но её согласование затянулось. В это время у клиента уволился один из директоров, который был основным функциональным заказчиком. В итоге возникла спорная ситуация: с нашей стороны мы завершили работу, но принять её оказалось некому. И у клиента пропала мотивация платить даже при наличии договора, поскольку он лишился основного заинтересованного в результатах второго этапа лица, того, кто будет двигать проект дальше.
Урегулировать долг помог успех первого этапа автоматизации. Путём переговоров мы нашли приемлемое для всех решение: долг был оплачен за счёт заказа дополнительных работ по развитию первого этапа проекта по цене, увеличенной на соответствующую сумму. Вывод, который мы для себя сделали: в любой ситуации нужно поддерживать партнёрские отношения с клиентами. Это обеспечивает успех, даже если клиент по каким-то причинам стал должником, и становится проще не только договориться о погашении долга, но и получить новые заказы.