Получение древесного угля. Антикварная гравюры на меди 1780-х гг.
Ссылка
Руководитель печатных работ: Benard, Robert
Дата: 1770-е гг.
Техника: гравюра на меди, бумага
Формат: в раме 50х40 см, лист 46х30 см.
Страна: Франция
Серия: Encyclopédie, ou Dictionnaire...
В наличии: 1 шт.
Цена: 43 000 руб.
Описание
Антикварная гравюра из энциклопедической серии «Ремесла» иллюстрирует старинную технологию производства древесного угля во Франции сер. 18 в. Изображен панорамный вид участка с несколькими печами на разном этапе строительства и труд, рабочих, которые их обслуживают. В левой части изображения показано пошаговое строительство печи: от разметки ее диаметра на земле и расчистки участка (A,В) до укладки дров в определенном порядке с учетом технологических отверстий и обмазывания готовой пирамиды глиной (Fig.1-3). Справа показаны печи в процессе горения и разбора. В нижней части гравюры показана печь пирамидальной формы с кирпичной обкладкой и орудия труда.
Под изображением есть оригинальное название на французском языке и подпись — Benard direxit (выполнено под руководством Бенара).
Гравюры оформлены в раму с паспарту, под стекло. Это достойный подарок и прекрасное украшение кабинета.
Получение древесного угля в Европе в промышленном масштабе стало возможно в конце 17— начале 18 века, как правило, такие производства размещались непосредственно в лесу рядом с древесными ресурсами. В то время печи устраивались из дров и обмазывались глиной для изоляции внутреннего пространства, технологические отверстия должны были пропускать в печь определенное количество воздуха для поддержания горения, которое происходило при температуре 450-500 °С. Часть дров сгорала, выделяя древесный газ, его последующее горение обеспечивало прокалку дров.
Гравюры серии «Ремесла» созданы для знаменитой «Энциклопедии или толкового словаря наук, искусств и ремесел», издававшейся под редакцией Дени Дидро (1713—1784) и Жана ле Рона д'Аламбера (1717—1783). Энциклопедия, выходившая во Франции в 1754—1772 гг., стала одним из крупнейших культурных событий 18 века.
Гравюры сочетают в своем исполнении декоративность и научный характер изображения. Они выполнены очень детально, точно воспроизводит конструкции и механизмы, особенности рабочего процесса и применяемые в данной отрасли инструменты. Некоторые предметы на первый взгляд выглядят просто, но их изображения исполнены с должным вниманием и аккуратностью.
В старинных гравюрах ощущается трепет и восхищение художника функциональной красотой машины, которая привлекает людей до сих пор. Особое обаяние имеют изображения с бытовыми сценками, сочетающими ясность изображения с налетом сентиментализма, характерного для Франции тех лет в изображении занятых трудом людей.
Виртуозная техника гравера, бархатистый тон оттиска с медной пластины в сочетании с мягкой текстурой бумаги ручной выделки сообщает этим вещам подлинный характер благородной старины.
Robert Benard (Робер Бенар, 1734—кон.18 в.) — французский гравер, автор многочисленных работ, созданных для крупных французских изданий 18 в. С 1754 по 1785 гг. Бенар создал ряд карт и гравюр, вошедших в такие издания как «Путешествия Кука» (1774—1785), «Общая история путешествий» Андре Прево (1754). Для «Энциклопедии или толкового словаря наук, искусств и ремесел» мастером было создано более полутора тысяч гравюр.