______________телеграм @charcoalrussia - торговля древесный углем______________

торговая площадка древесного угля

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » торговая площадка древесного угля » Металлургия » Старинные методы литья


Старинные методы литья

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Актюбинский художник Болат Атраубаев возрождает национальное ювелирное искусство предков-зергеров – ювелиров, работавших с серебром. При этом мастер использует старинный метод литья.
http://megapolis.kz/files/modules/Articles/25279/%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D1%80%206.jpg

http://megapolis.kz/files/modules/Articles/25279/%D1%83%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B54.jpg

Болат – известный в Актобе художник и мастер декоративно-прикладного искусства. Однако в последнее время его всё больше тянет на изготовление национальных украшений по старинному методу. У художника имеется своя мастерская, расположенная в здании областной мечети Нургасыр. Здесь мастер творит, порою забывая о времени, как признаётся он сам. Путь к этому занятию был долгий. Многие годы художник, имеющий также и образование психолога, преподавал в вузе на кафедре дизайна. Было время, когда занимался даже челночным бизнесом. Но главным делом своей жизни теперь считает искусство своих предков.

– Наверное, сыграло свою роль то, что мой дед по материнской линии был кузнецом. Вот и меня потянуло на что-то такое, – признаётся Болат.

При изготовлении украшений мастер использует старинный метод литья серебра, как это делали в старину зергеры. При этом горелки не применяются – металл нагревается на древесном угле, специально подготовленном для таких целей тоже по старинному методу – на природе. Актюбинскому мастеру это топливо передаёт поездом умелец из другого региона, который также занимается национальным ювелирным искусством.

– Конечно, этот способ литья отнимает много времени, но зато изделия получаются с особой энергетикой. Ощущается связь с природой, что в принципе и ценилось всегда у наших предков. Ведь украшения играли особую роль, – рассказывает мастер.

При старинном методе литья используется специальный кузнечный горн, так называемый «корек», с помощью которого металл нагревается до температуры почти 1000 градусов.

– Мне это приспособление подарил Кудаберген-ага – мастер из Аральска. Человек большой души. В нём абсолютно нет корысти и чувства соперничества, конкуренции, что нередко встречается у современных мастеров-ювелиров, – говорит Болат.

В качестве сырья ювелир использует только чистое серебро, в основном переплавляя так называемые «николаевские монеты». Это тоже одно из главных отличий изделий, изготовленных по старинному методу.

– Сейчас, к сожалению, даже в брендовых магазинах продаются изделия, в которых много примесей. Это обнаруживается при переплавке, – говорит умелец.

Искусство зергеров также отличало то, что украшения изготавливались с помощью малого количества инструментов. Это не характерно для современных ювелиров, имеющих в наличии целый арсенал. Зачастую под рукой у старинного мастера были одни щипцы. Тем не менее изделия у зергеров получались исключительной красоты и сложности. При оригинальных задумках было принято передавать изделие другим зергерам, чтобы те оценили уровень профессионализма.

Кстати, казахские ювелиры в старину никогда не гнались за материальным благополучием. Искусство использовалось не для обогащения, а исключительно как дело, в которое мастера вкладывали душу. Поэтому зергеры были уважаемыми людьми, но отнюдь не богачами. И вели благопристойный образ жизни – не пили и не курили табак.

К самому процессу изготовления изделий они относились с особым трепетом. Прежде чем сесть за работы, зергеры совершали омовение и читали молитву. При этом рабочей формой служила белая рубашка, на которую надевался жилет. Это также говорит о том, что искусство творилось с особым настроением.

Кстати, отношение к украшениям у самих казахов в XVIII–XIX веках тоже было особым. Носили их не ради роскоши, а лишь исключительно с целью оберега от несчастий и сглаза. И только исключительно серебро. Причём девушка или женщина сразу могла надеть на себя до шести килограммов различных украшений. Чаще всего на той или другое торжество. Но и в будни без серебра не обходились. Например, девушки обязательно надевали на косы специальные подвески, которые тоже весили немало. Благодаря этому походке придавалась особая стать, ведь металл на волосах тянул вниз, за счёт чего выравнивалась осанка. Также постоянно было принято носить кольца и перстни. Причём для хозяек это было обязательным условием, ведь приготовленная руками без серебряных украшений пища считалась «нечистой». В народе вообще широко использовались различные свойства серебра, в том числе для лечения недугов.

Носили украшения из серебра и мужчины. В основном это массивные перстни, на которых, как правило, указывался род, к которому принадлежал владелец. Делалось это не случайно, а с той целью, чтобы не произошло кровосмешения, что считалось большим грехом.

Кстати, с помощью украшений в те времена признавались и в любви. У казахской молодёжи не было принято говорить о своих чувствах. Делалось это иносказательно, например, с помощью кольца. Молодой человек передавал такое серебряное украшение понравившейся ему девушке через друга. В зависимости от того, на какую руку надевала избранница подарок, можно было судить о её чувствах: либо согласна, либо раздумывает. Ну а если девушка вообще не надевала кольцо, это расценивалось как полный отказ.

Большое значение придавалось ношению браслетов. Особенно важным считалось надевать их на ночь. Предки казахов верили, что во время сна сила и энергия человека уходят через руки. Задержать их и было предназначением браслетов.

Большая часть произведений зергеров была уничтожена в советское время, когда национальное искусство особо не ценилось. Многие изделия отправлялись на переплавку. Сейчас большая коллекция старинных украшений собрана в Алматинском музее имени Кастеева – около 2500 экземпляров.

– Когда я бываю в Алматы, то обязательно посещаю эту выставку. Долго рассматриваю украшения, любуюсь и учусь у старинных мастеров, – говорит мастер.

На днях Болат Атраубаев приехал со встречи мастеров из 14 стран, организованной ЮНЕСКО. Мероприятие проходило в Астане. Там же прошла выставка изделий декоративно-прикладного и ювелирного искусства, авторы которых – умельцы разных народов.

– Вообще сейчас интерес людей к искусству предков заметно возрастает. Люди возвращаются к своим истокам и ценят то, что делается с душой, – считает мастер.

0

2

А Вы делаете украшения из монет 1896 года

0

3

кадиша написал(а):

А Вы делаете украшения из монет 1896 года

А какие Вам нужны украшения и из каких монет.. напишите на tmg.izh@gmail.com , а то это тема не этого форума , а у меня специалисты есть в этой сфере и подобные вещи делают.

0


Вы здесь » торговая площадка древесного угля » Металлургия » Старинные методы литья