И ПУСТЬ КТО-ТО СДЕЛАЕТ ЭТО ЛУЧШЕ, ЧЕМ ИВАНОВ
Необычная особенность пермской журналистики — публикация критических заметок о других журналистских произведениях. Чтобы быть в этом тренде, я, как лицо непричастное, тоже решил выразить свое отношение к уже вышедшим в свет «Хребтам России», причем как к телевизионному, так и к печатному.
Фильм интересен. Это, наверное, первое кино о Пермском крае, снятое в формате «дискавери». Подобные форматы обкатаны западной журналистикой и телевизионной «кинематографией», понятны и близки зрителю. Ничего подобного местные документалисты, что бы они сегодня ни говорили, никогда ранее не снимали. (Может быть, сами они и считают как-то иначе, но факт остается фактом.)
Тем, кто никогда не был в Пермском крае, то есть собственно аудитории Первого канала, открыт огромный пласт истории, культуры, современности. Зритель видит, что по «телику» показывают не только гранд-каньоны и прочие мачу-пикчу и что в пределах досягаемости людей, живущих внутри МКАДа, есть красивая природа и много познавательного. Это — лучшая реклама Пермского края. Причем обошедшаяся гораздо дешевле, чем очень многое из того, что происходит у нас сегодня.
Требовать сухой точности и 100%-ного соответствия историческим фактам прямо-таки хочется. Но нужно ли это? Повествования о Заратустре, мистические «повороты» и «уральская матрица», спросите вы? Так безо всего этого получится нудная университетская лекция, а не красивое и разнообразное кино.
Фильм не должен и не может заменить собой пачку методических пособий. Фильм — это красиво. Это — горы, реки, люди… И истории обо всем. Пусть местами и весело «подструганные» и обточенные под харизму Леонида Парфенова и точку зрения Алексея Иванова.
Таких съемок Пермского края раньше не было никогда. Местами — просто роскошно, местами — добротно и, опять-таки, масштабно. Многие хорошо мне известные места мастера студии «Намедни» раскрывают совершенно по-новому, снимают с верхних «странных» ракурсов, и в результате кое-где просвечивает, что режиссер и оператор не по разу посмотрели «Властелина колец» (конечно, это типа ирония, но, как известно, в каждой шутке есть только доля шутки). Одним словом, красиво.
Фильм можно критиковать. За бессмысленную спортсменку, злоупотребление наездом камер на какие-то унылые тарелки, разноцветные рисунки и обильные киноцитаты. Я подозреваю, что всевозможные артефакты — аутентичны и вполне себе антикварны, важны для понимания и так далее. Но все это вопрос, скорее, профессиональных споров режиссеров, операторов и специалистов монтажа.
Можно добавить и режущие глаза несоответствия, но все это, по сути, не главное. «Хребет России» — интересное и увлекательное событие, которое не испортить даже спиной Иванова, собирающего на вершине Полюда поленья для костра. Важно, что костер собран и вот-вот будет дан сигнал чердынцам и Парфенову.
Другого такого кино сегодня нет. Если, конечно, не считать трейлер к фильму, который, как и любой другой промо-ролик, едва ли не интереснее, чем первая часть сериала.
«Хребет» рассказывает о пермской земле для всей России. И понятно, что его авторы говорят на языке, который понятен не только пермякам.
Книга «Хребет России», попавшая мне в руки в московском книжном магазине, оказалась неожиданно большой по формату. В ней есть что посмотреть. Очень неплохой подарок гостю города получился. Профессиональные снимки, люди «команды» и просто люди, природа и так далее. Пока я ее не прочитал, а лишь бегло просмотрел, поэтому о ее содержании не скажу ни слова. (Дизайнера, правда, я бы уволил, равно как и технического редактора, но это чисто отраслевое видение и читателю совершенно не интересно.) Как и в случае с фильмом, важно, что книга есть. И ничего лучше пока тоже не создано.
Всем критикам творчества Иванова советую создать что-нибудь самим. Разработать тему, найти спонсора, написать, снять, нарисовать, издать и отрекламировать. И пусть кто-то сделает это лучше, чем Иванов. А мы все порадуемся, сходим посмотреть на премьеру, купим в магазине и так далее. В любом случае, Пермский край останется только в выигрыше.
Комментарии к фильму и книге в интернете и в некоторых печатных СМИ пестрят иронией и завистью по поводу огромных миллионов, которые были якобы потрачены «не так» и «не туда». Так, уж извините, это деньги Иванова-Парфенова, которые они сами нашли, — куда хотят, туда и тратят. Тем более что результат — налицо.