TERRA PRETA: ЖИВАЯ ЗЕМЛЯ (древесный уголь в с/х )
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться22011-11-26 14:07:15
Тайна Эльдорадо. TERRA PRETA - плодородная земля.TERRA PRETA: ЖИВАЯ ЗЕМЛЯ
Однажды возделанная и окультуренная, земля продолжает жить тысячелетиями, подобная живому организму. Ритм возрождения и восстановления Terra Preta близок периоду одного человеческого поколения – 20 лет.
"Почвой следует называть наружные горизонты горных пород, естественно измененные совместным воздействием воды, воздуха и различного рода организмов, живых и мертвых”.
В.В.Докучаев
Жизнь на планете Земля поддерживают два фундаментальных процесса: фотосинтез и метаболизм. Более 100 лет назад выдающийся русский ученый Василий Васильевич Докучаев (1846-1903) разработал учение о почве как природном теле, возникшем из ряда системообразующих факторов: почвообразующей породы и времени, климата и рельефа, жизнедеятельности растений и животных. Новая методология состояла в генетическом подходе к изучению почвы, с учетом не отдельных составляющих, а всего комплекса в целом. Ученик Докучаева Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) сформулировал еще более широкий взгляд на природную систему в рамках понятий биоценоза и биосферы. По Вернадскому, с точки зрения геологического эффекта самая могучая сила жизни сосредоточена именно на земной поверхности в результате деятельности живых организмов. Благодаря этой деятельности на Земле была создана азотно-кислородная атмосфера, произошли изменения гидросферы и литосферы, появились растения, животные и человек.
На Марсе и Луне нет почвы – нет и материнской основы для развития и продолжения жизни. В геологии материнской породой называют всякую горную породу, на минеральной основе которой возникает и развивается почва. Между почвой и почвообразующей породой происходит непрерывный обмен энергией, материей и информацией.
В настоящее время основными материнскими породами являются четвертичные отложения: морена (древние и современные ледниковые образования), лесс и лессовидные породы, элювий, делювий, аллювий и пролювий. Продолжительность антропогена составляет около 3.5 миллионов лет, в течение которых происходило нарастающее воздействие человека на природу.
Помимо климата, огромное значение в почвообразовании выполняет рельеф: водоразделительные пространства, склоны гор и долины. Развитая долина имеет террасы с пологими склонами, пойму, дельту и русло, – все элементы с характерными особенностями образования и развития почвы. Макрорельеф включает совокупность гор, холмов и равнин – наиболее крупных форм поверхности Земли. На его элементах размещаются более мелкие формы мезорельефа: ложбины, всхолмления и другие неровности. Наименьшие формы поверхности – возвышения и понижения от одного до десятков метров и площадью до сотен квадратных метров – относят к микрорельефу (западинки, блюдца, бугорки, лунки, валики, ямки, кочки и проч.). Не последнеее значение в формировании рельефа играла и деятельность первобытного человека, исполосовавшего чрево земли многочисленными бороздами и канавами, нагромоздившего насыпные валы, бугры и курганы, не говоря уже о более крупных антропогенных воздействиях на природу деревень, пастбищ и пахотных земель, ритуальных сооружений, дорог, городов и связанной с ними деятельностью.
До сих пор человек преимущественно расточал нажитые миллиардами лет эволюции запасы природы. Самой природе от повсеместной деятельности человека пользы мало. Образование почвы и ее плодородие, прежде всего, зависят от растительности, микроорганизмов и почвенной фауны. Главный источник поступления в почву органического вещества – отмирающие корни, из которых образуется перегной. Зональный цвет почвы во многом определяется глубиной массового распространения корневых систем. Извлекая питательные вещества с глубины в несколько метров и, умирая, вместе с органическим веществом растения накапливают в верхнем горизонте почвы азотистые минеральные удобрения. Травы извлекают из почвы больше минеральных веществ, чем деревья. Каждой растительной формации соответствует комплекс микроорганизмов разного видового состава, меняющийся в процессе почвообразования. Корни растений, как шубой, одеты живым слоем микроорганизмов – бактерий, грибов и вирусов, количество которых достигает огромных величин. В 1 г целинных земель содержится миллиард, а в окультуренной почве – несколько миллиардов бактерий, вес сухой массы которых составляет 0,1-0,5 Т/га. Больше всего микроорганизмов в поверхностном 10 см слое, книзу их количество убывает, а на глубине в несколько метров почва относительно стерильна.
Условия существования и поддержания почвенного покрова во многом определяются структурными, физическими и химическими свойствами поверхностного слоя.
Перечислим некоторые из них:
Поглотительная способность главных элементов питания (K, N, Ca, P, Mg);
Механическая поглотительная способность (состав, структура, пористость, капиллярность);
Физическая поглотительная способность (пластичность, липкость, связность, твердость; препятствуют быстрому вымыванию почвы, способствует поглощению из растворов ионов электролитов, образованию коллоидов и их коагуляции; при этом адсорбция на границе фаз выше у суглинков, чем у песков);
Химическая поглотительная способность (свойство удерживать ионы через образование трудно растворимых солей);
Обменная поглотительная способность (обмен катионами в мицеллах почвенных коллоидов);
Биологическая поглотительная способность (избирательное сродство к элементам питания, особенно важно для легко промываемых бедных почв) и др.
В последние годы пристальное внимание ученых привлекают антропогенные земли бассейна реки Амазонки, из-за того влияния, которое оказывает сельва на стремительно меняющийся климат планеты. Долгое время считалось, что бразильская сельва была необитаема в доколумбовую эпоху, во всяком случае, ее заселяли редкие и малочисленные племена южно-американских индейцев, влияние которых на природу мыслилось ничтожным. Открытие последних лет состоит в обнаружении значительного человеческого воздействия на многочисленные участки земли Амазонки, напоминающие частые заплаты на штопаном костюме, в промежутке между 800 лет до н.э. по 500 год н.э. Антропогенная земля, названная португальцами Terra Preta (do indio), оказалась окультуренной почвой с изобилием питательных органических веществ, осколками первобытной керамики и ярко выраженными следами первобытной земледельческой культуры. Все полученные исследователями данные свидетельствуют о том, что около 2 тысяч лет тому назад бассейн реки Амазонки населяли народы, построившие тысячи поселений и имевшие сформировавшуюся самобытную земледельческую культуру. В целом можно говорить о многомиллионном населении сельвы, «канувшем в Лету».
Подобные Preta земледельческие участки, кроме нижнего течения Амазонки, были обнаружены на территории современных Эквадора и Перу в Южной Америке, Бенина и Либерии в Западной Африке, саваннах Южно-Африканской республики и других «заброшенных человекам» регионах Земли. Полные опасностей непроходимые джунгли, кажущиеся современному европейцу настоящим адом, когда-то были заселены нашими предками, умеющими обрабатывать землю. В действительности густая тропическая растительность скрывает бедность почвы, практически бесплодной на северо-западе Амазонки. В наличии имеется лишь гумус, накопившийся в ходе тысячелетий. Тропический лес функционирует по короткому замкнутому циклу, как ферментер, эффективно и непрерывно утилизируя одни и те же питательные вещества столь быстро, что у почвы не хватает времени произвести необходимые долго живущие удобрения. Иное представляет собой земля Terra preta, пользующаяся у населения неизменным спросом. Земля Preta особенно популярна у местных фермеров, засыпается ими под культуры папайи и манго, которые растут на Preta почти в три раза быстрее, чем на неплодородных почвах сельвы.
Предприимчивые фермеры более двадцати лет как освоили продажу и вывоз верхнего 20 см слоя земли Terra Preta покупателям из Бразилии и за границу. При виде безответственного растранжиривания национальных богатств, первыми забили тревогу ученые. Но и они, лишь немногим более двух десятилетий начавшие изучать черную индейскую землю, столкнулись с удивительным феноменом: оставшийся после снятия с поверхности 20 см слоя почвы полуметровый пласт Terra Preta способен к полному самовосстановлению до 70 см за промежуток времени всего 20 лет! Сейчас это явление изучают специалисты из многих стран мира, приезжающие в сельву на раскопки для исследования земель древних культур.
Первое упоминание об уникальной индейской почве ученые приписывают «поэту земли» Харту (Hartt, 1871). Термин Terra Preta базируется на серии археологических публикаций, указывающих, что найденная в земле ТП осколочная керамика, вероятно, единственная я дошедшая до нас реликвия древних культур Амазонки. Вопросом о биогенном происхождении земли Terra Preta задалась Барбоза де Фари в 1928 году. Она предположила, что участки Terra Preta были плодородны прежде, чем использованы коренным населением для сельскохозяйственных нужд. Затем были предложены теории вулканического (Hilbert, 1955) и речного (Zimmermann, 1958; Франко, 1962) образования почв ТП. Гипотеза антропогенного происхождения ТП была выдвинута Gourou (1949). С тех пор антропогенная теория была поддержана большинством ведущих ученых (Ranzani, 1962; Sombroek, 1966, Hilbert, 1968, Falesi, 1972, Zech, 1979, 1990, Smith, 1980, 1999; Glaser 1999, 2003). В 60-е и 70-е годы прошлого века участки земли Preta были нанесены на карту бассейна Амазонки, и ученые приступили к исследованию физических и химических параметров почвы, основываясь на идее об ее антропогенном происхождении. В середине 80-х ученые думались до того, что Terra Preta – своего рода навозная куча на кухне древнего человека, отказавшегося от охоты и ловли рыбы и перешедшего на оседлый образ жизни. Черная почва возникла от обилия экскрементов, домашнего мусора и трупов животных и людей (Zech и другие, 1990). Однако детальные механизмы, с помощью которых земля Preta образовывала стабильный перегной, приобрела уникальные свойства и способность к самовосстановлению, оставались на уровне спекуляций и не получали научного объяснения. В конце 90-ых, исследования на молекулярном уровне показали, что земля Preta содержит огромное количество обугленных, не полностью сгоревших органических остатков, которые, как известно, содержат множество питательных веществ и способны сохраняться в природе столетиями. Тогда как современные землеустроители и предприниматели, не задумываясь, выжигают сельву дотла, чтобы освободить территорию, древние индейцы выглядели мудрее, неспешно избавляясь от растительных остатков в самодельных земляных печах и используя продукт неполного сгорания в качестве удобрения. Если после вселенского пожара тропический ливень смывает золу и все выгоревшие минералы в реку без следа, то мульчированная земля индейцев после ливня или наводнения сохраняет все минеральные и органические остатки при себе, в коагулированной форме, и, более того, способна наращивать питательный потенциал с течением времени. Кропотливая тысячелетняя деятельность древних индейцев и привела к феномену возникновения Terra Preta.
Лучшие люди приходят и уходят незаметно. По-видимому, такого же мировоззрения придерживались и древние индейцы Южной Америки, оставившие после себя плодоносный слой земли Preta, которым успешно пользуются наши современники. Что-то мы оставим после себя?