Жизнь и гибель «Силициум Казахстан»
24 Октября, 2013 /
Суровые карагандинские зимы вместе с засушливыми летом закаляют характер. Но те испытания, которые способны выдержать люди, для материалов и оборудования несут смертельную опасность.
Группа компаний «Титан» почти четверть века реализует инновационные проекты. В 2010 году в Караганде был запущен завод по производству металлургического кремния «Силициум Казахстан». Предприятие должно было стать прорывным проектом Казахстана. Каковым и стало, выпуская первые годы высокотехнологичную продукцию. Но затем превратилось в памятник былым надеждам. В феврале 2013 года завод был остановлен.
450 специалистов оказались на улице. Уникальное оборудование с каждым днём простоя разрушается. Наступят морозы и его уже не восстановить. Многомиллиардные инвестиции ГК «Титан» в экономику Казахстана «гниют» в бездействии. Причина – непомерно высокие тарифы на электроэнергию и безмерные аппетиты банков-кредиторов...
…«Батя», – именно так, по-семейному, называли заместителя генерального директора по производству Иосифа Лебольда его подчиненные, те самые 400 подготовленных специалистов, сегодня оказавшихся без работы.
– Каждого ведь сам на завод принимал. И заверял – все может измениться: политический строй, власть на предприятии; но такое уникальное производство, жемчужина казахстанской промышленности, а значит, и сотрудники уж точно никуда, - будут востребованы, – с горечью в голосе рассказывает Иосиф Иосифович.
Заверял, потому что сам был в этом твёрдо уверен. Всю жизнь Лебольд работает в металлургии, видел много разных технологий, но то, с чем пришлось столкнуться на «Силициуме», по экспертному мнению директора по производству, – инновации в действии.
– Канадцы, которые приезжали нас учить, вообще не допускают возможности остановки такого производства даже на короткий период. Прерывание одного технологического процесса может стать губительным для всей цепочки, – объясняет Иосиф Лебольд.
До многомесячной остановки завода случались перерывы на несколько дней, но вопреки стращанию заморских специалистов на «Силициум Казахстан» процесс возобновляли без потерь. И даже сегодня промышленники обещают запустить процесс за 2 недели, если только…
– Прежде всего, нужно вернуть людей. Средний возраст наших сотрудников 25-30 лет. Молодые семьи, вера в завтрашний день, потребительские кредиты… И тут как гром среди ясного неба – сокращение! Лично я не ухожу только потому, что руководитель, хотя зарплату не получал с февраля. А ребятам нужно кредиты выплачивать, семьи кормить. Кто в таксисты пошел, кто по ночам фуры разгружает… И это специалисты, в головах и руках которых знания на миллионы долларов. Если они вернутся, то производство реанимируем. А они пока не теряют надежды. Потому что душой болеют за завод, – говорит начальник цеха Бахытман Шабдыкеев.
– 400 отобранных, можно сказать, «рафинированных» спецов! Случайных людей мы не брали. И все прошли у нас дополнительную подготовку: погода-год, – подтверждает Лебольд.
После того, как завод заработал в полную силу, затраты на обучение персонала окупились сторицей. Покупатели продукции выстроились в очередь. Производство динамично росло, появилась практически коммунистическая уверенность в завтрашнем дне.
Однако на чужой каравай позарились чужие, с рейдерскими замашками. Что, в конце концов, и привело к остановке успешного предприятия. Недавно уже остановившийся завод, чтобы погасить долги по зарплате, пытался реализовать микросилику – побочный продукт переработки кремниевой руды. Даже на отходы такого производства есть спрос. Но не получилось: все счета «Силициум Казахстан» арестованы, продукция гниет на улице.
Безвыходных ситуаций не существует. Реанимировать гибнущий завод можно. Но только до наступления морозов, которые оборудование не выдержит.
Вместо послесловия. Когда журналисты гуляли по некогда шумным коридорам завода, повстречалась нам уборщица Нина Игоревна. Доброжелательная женщина, узнав кто мы, не стала говорить о трудностях своего положения, о задержках зарплаты и полной неопределенности. Пенсионерка попросила только об одном: «Замолвите словечко про Сан Саныча, золотой ведь человек! Верните Сутягинского на завод, и все наладится!» Женщина рассказала, как неоднократно обращалась к Александру Александровичу Сутягинскому за помощью. «Знаете, бывало в коридоре встретимся, спросит, как здоровье, как внуки? А что, говорю, младший в спортивную секцию пошел, а там и на форму деньги нужны, и на сборы… «Сколько?» – спрашивает. И выделяет необходимую сумму».
Руслан Абдуллаев