http://shashlichenko.ho.ua/main/17-drev … botat.html
Древесноугольный сезон 2014 года начался в середине феврале 2014 года, как только установился устойчивый поток заказов из-за рубежа и по Украине. Углежоги начали составлять планы производства и сбыта древесного угля на ближайшие несколько месяцев, стараясь учесть погодные условия. По ответам и прогнозам некоторых поставщиков стало ясным, что они ожидают в этом сезоне оптовых цен от 3000 грн за тонну древесного угля марки А. Обуславливают они это уменьшением количества предложений дров для углежжения, их подорожанием в гривне, в том числе из-за увеличения налога на лесозаготовку в два раза. Но самая главная причина подорожания - это девальвация самой гривны. А ведь древесный уголь экспортно-ориентированный товар.
Девальвация - как много она значит для экспортеров, особенно в условиях полугодового невысокого спроса. Это и снижение долларовой стоимости дров, долларовой зарплаты рабочего персонала, а также одновременно и неожиданная возможность принять те закупочные цены от импортеров, которые раньше были никак не приемлимыми. Например, еще недавно средняя цена 270-280 евро на условиях F.C.A. склад поставщика из Украины была почти совсем не интересна большинству украинских углежогов, но теперь, в условиях даже 15%-й девальвации гривны эта цена, в частности от польских импортеров, дала уверенный старт для производства древесного угля по всей Украине.Мы четко выяснили раньше, что европейские импортеры древесного угля ничего бы не выиграли и не проиграли бы от подписания Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС, так как европейские пошлины на импорт этого топлива до подписания уже были минимальными и даже нулевыми в большинстве стран. Поэтому этот фактор никак не оказал влияние на совокупный спрос из Европы. А вот снижение конкурентных поставок из Африки по причине начавшихся там народных волнений, и действие эмбарго ООН на поставки древесного угля из Карибов дополнительно подстегнула спрос на поставки из Украины. Вот такая аналитика у нас получается.
Как и в декабре месяце, январь и февраль прошли в плавно восходящем ценовом тренде на машинные оптовые партии древесного угля. Такой рост цен на древесный уголь поддержало и начало работы крупных покупателей - импортеров из Европы, которые начинают удовлетворять отложенный из-за плохих летних и зимних погодных условий спрос - вспоминаем наводнения в Германии, Польше, Италии, Англии и некоторых других странах в 2013 году. Украинские оптовые покупатели также немного активизировались. В частости, промышленные металлургические предприятия увеличивают производство, так как мировые цены и спрос на сталь заметно подросли, совместно с требованиями к качеству, для обспечения которого применяют в выплавках стали древесный уголь, имеющий, как известно, в качестве преимущества низкую зольность.
На графике видим, что на рынке минимальные оптовые цены на древесный уголь подросли. На сегодня минимальная цена находится в районе 2300 гривен. Заметно выросли и среднерыночные, чаще других встречающиеся цены (мода). Так среднерыночные цены под конец февраля составляют уже 2900 гривен за тонну. Предполагаем, что минимальные и средние цены будут расти и дальше до периода с пиком спроса, который будет, как обычно, в апреле - мае. Ведь в это время к формированию спроса подключаются украинские предприятия, фасующие и поставляющие древесный уголь для розничной торговли в торговых сетях и небольших магазинах. В этот период цены на древесный уголь первого и второго сортов не отличаются друг от друга.
Условия работы углежогов в 2014 году пока не изменились коренным образом. Кроме повышения минимальной зарплаты рабочим и сбора за лесозаготовку никаких других изменений пока нет. НДС за поставку дров в этом году никому платить не нужно. Введение этой спорной законодательной нормы перенесли на следующий год. Следовательно, как и раньше, экспортом на равных условиях с крупными предприятиями смогут заниматься в этом году и небольшие предприятия на едином налоге.
Отметим, что сегодня рост спроса со стороны импортеров немного сдерживается пока еще нестабильной политической обстановкой в Украине и странными действиями неформальных дорожных активистов, которые незаконно останавливают грузовой транспорт на территории Западной Украины, чем очень удивляют и пугают иностранных перевозчиков. Но надеемся, что это не затянется надолго.