Он знает: саду цвесть
06.07.2013 "Липецкая газета". Анастасия Карташова
// Сельское хозяйство
http://lg.lpgzt.ru/photo/theme/9/31954/main.jpg

К 33 годам в жизни Алексея Васильева вроде бы все было устроено — он давно уехал из родного Краснинского района, получил образование, обзавелся семьей, бизнес в Москве приносил стабильный доход. Но в 2007-м уроженца села Красное потянуло на родину. Он решил вернуться туда, где провел детство, и выкупить сады обанкротившегося совхоза «Краснинский».

Почему именно это хозяйство заинтересовало предпринимателя? Он хорошо знал здешние места, в советские годы тут работали его родители.

Правда, на тот момент часть яблоневых садов уже вышла из промышленного плодоношения: старые деревья приносили урожай раз в три года. Вместе с 1330 гектарами садов индивидуальному предпринимателю, главе крестьянско-фермерского хозяйства «Васильев», в наследство от совхоза досталось разбитое общежитие, пустые склады и еще ряд производственных строений. Сначала начинающий фермер, направив силы на обрезку и подкормку деревьев, пытался реанимировать совхозные сады, но потом пересмотрел свой бизнес-план.

— На сегодняшний день плодоносят только 200 гектаров, которые приносят в год не более трех тысяч тонн яблок, — рассказывает Алексей. — На сезонные работы по сбору яблок мы привлекаем около 250 местных жителей. Чтобы хранить продукцию, установили немецкое оборудование в четырех промышленных холодильниках. Благодаря этому в них поддерживается постоянная температура от 3 до 4 градусов по Цельсию. Продаем яблоки на Центральном рынке Липецка и на местных ярмарках.

Ту часть яблоневых садов, которая уже вышла из промышленного плодоношения, фермер постепенно выкорчевывает. Засаживать освободившиеся участки молодыми саженцами он будет не раньше, чем через шесть лет. «Сажать сразу после раскорчевки новые деревья нельзя, — говорит Алексей. — Почва кислая, ее нужно известковать, засевать горчицей или зерновыми. Под посадку у нас готов только один участок в 100 гектаров. Здесь мы начнем закладывать интенсивные сады из низкорослых саженцев и настраивать под них систему капельного орошения».

Чтобы спиленные яблони не пропадали даром, фермер два года назад наладил безотходную переработку древесины. Сейчас у него восемь углевыжигательных печей, где в месяц производится 60 тонн древесного угля для мангалов и барбекю. Первый агрегат, похожий на огромную бочку с трубой, он приобрел, а остальные по образцу сделали местные умельцы. В целом на оборудование было затрачено четыре миллиона рублей. Технология производства проста: цистерна из-под солярки обшивается утеплителем, а внутри нее ставится топка. Старые яблони превращаются в древесный уголь за двое суток.

Сначала Васильев просто продавал уголь посредникам, которые фасовали его для крупных сетевых магазинов. Но сейчас он постепенно отходит от этой практики. «Мы заключили договор на поставку угля с «Покупайкой» и стали упаковывать для них товар самостоятельно», — говорит Алексей и показывает большие бумажные пакеты с надписью «Яблоневый уголь» и рецептом приготовления шашлыка на обратной стороне. Угольная пыль тоже не выбрасывается, а продается фирмам, которые занимаются изготовлением промышленных фильтров и брикетов для растопки.

— На протяжении всех лет работы нашему хозяйству очень помогал глава района Игорь Долгополов, — говорит в заключение Алексей Васильев. — Такая поддержка районной власти дорогого стоит. Смотря с уверенностью в будущее, мы собираемся запускать новое производство — цех деревообработки.

Из старых тополей, которые были высажены на лесозащитных полосах между яблоневыми садами, будут изготавливаться доски, брус, заготовки для поддонов. Для цеха уже построен большой ангар, закуплены три распиловочных станка, лесовоз и другое оборудование. Словом, к любому делу Васильев подходит по-хозяйски. Ничто, по его мнению, не должно пропадать даром.